Системы рекуперации для порошковой краски
Система рекуперации предназначена для фильтрации воздушной смеси в рабочей зоне камеры напыления, нанесения и улавливания порошковой краски, которая не осела на окрашенное изделие, ее сбора в бункер для повторного использования. Производительность каждой системы рекуперации определяется исходя из размеров камер нанесения (напыления).
Наше производственное предприятие «ЕвроГруппХолдинг» изготавливает и проектирует оборудование для порошковой покраски: камеры полимеризации, камеры напыления, системы рекуперации, транспортные системы, оборудование для подготовки поверхностей, оборудование для напыления порошковой краски, порошковые краски и расходные материалы. Предлагаем решения по автоматизации Вашего производственного участка порошковой покраски. которые увеличат в разы производительность, снизят существенно расходы по нанесению порошкового покрытия на изделия.
Система рекуперации предназначена для фильтрации воздушной смеси в рабочей зоне камеры напыления, нанесения и улавливания порошковой краски, которая не осела на окрашенное изделие, ее сбора в бункер для повторного использования. Производительность каждой системы рекуперации определяется исходя из размеров камер нанесения (напыления).
Система рекуперации не только обеспечивает возврат порошковой краски, но и поддерживает чистоту в производственном помещении и в рабочей зоне размещения сотрудников.
Одна из острых проблем, с который сталкиваются предприятия после запуска окрасочного оборудования, связана с работой окрасочных камер и систем рекуперации порошковой краски. Главная задача, выполняемая системой рекуперации, — вентиляция рабочего пространства окрасочной камеры для предотвращения создания взрывоопасной концентрации порошковой краски, а также эффективное улавливание и сбор порошка, не осевшего на окрашиваемом изделии, c целью последующего его использования в технологическом процессе. Взрывоопасная концентрация порошка составляет более 20 г/м3.
В соответствии с европей-скими нормами безопасности предельно допустимая концентрация порошка в пространстве окрасочной камеры не должна превышать 50% взрывоопасной концентрации, т. е. 10 г/м3. Выброс порошковой краски электростатическими распылителями современных моделей составляет 250–300 г/мин в зависимости от производительности окрасочных работ и конфигурации изделий и не превышает 500 г/мин. Из несложных расчетов следует, что для гарантированного обеспечения безопасной работы окрасочной камеры необходимо, чтобы рекуперационная система обеспечивала производительность по воздуху не менее 3000 м3 на один распылитель. Производительность вентиляционной системы должна обеспечивать необходимую скорость потока воздуха в проемах окрасочной камеры для предотвращения попадания порошковой краски за пределы камеры. Скорость потока воздуха в проеме должна быть 0,5–0,7 м/с, в противном случае порошок неизбежно попадает в помещение цеха, что ухудшает качество продукции и условия труда работников, а также снижает пожарную безопасность и может стать причиной выхода из строя механических и электрических частей оборудования.
На практике контроль скорости потока воздуха в проеме окрасочной кабины можно измерить анемометром. Конечно, при проектировании окрасочного оборудования необходимы более точные расчеты, учитывающие сопротивление воздуховодов, фильтров, возрастание сопротивления системы по мере засорения фильтров и другие факторы, влияющие на производительность вентиляционной системы. К сожалению, большинство российских производителей окрасочного оборудования изготавливают оборудование без учета этих факторов, поэтому на практике зачастую заявленные технические характеристики вентиляционной системы не соответствуют реальным показателям, а по прошествии времени полностью перестают удовлетворять требованиям технологического процесса. Это приводит к большим экономическим потерям, так как неэффективная система рекуперации не улавливает и не возвращает в технологический процесс вторичный порошок. Учитывая среднюю стоимость порошковой краски (4 евро/кг) и коэффициент ее использования 70%, соответствующий окраске плоскостных деталей, можно рассчитать потери производства
Возможность повторного использования не осевшего на изделии порошка является явным преимуществом порошковой технологии.
Получили распространение две основные системы рекуперации порошковой краски:
— циклонная
— картриджная.
Циклонная система. В этом случае перераспыленный порошок затягивается засасывающим воздухопроводом камеры нанесения с помощью воздушного потока, создаваемого вентилятором системы рекуперации. Этот вентилятор через воздухопровод создает в камере некоторый вакуум. Последний соединен с циклоном, который используется как основное средство для разделения порошка и его рекуперации. Порошок и воздушная смесь входит в циклон со скоростью приблизительно 18 м/с. Цилиндрическая форма циклона заставляет воздушно-порошковую смесь двигаться по центрифужной траектории. При этом сначала происходит разделение порошковой смеси с отделением из нее частиц размером менее 20 мкм, а затем — выпадение частиц порошка с размером более 20 мкм в рециркуляционный бункер, расположенный в нижней части циклона. Этот рекуперированный порошок может быть затем автоматически перенесен обратно в питательную емкость, или канистра может быть отставлена в сторону на какое-то время и использоваться периодически. Очень неплохо рекуперированный порошок пропустить через сито для удаления попавших в порошок загрязнений.
Отделенная часть мелкодисперсного порошка (менее 20 мкм) в потоке воздуха проходит по центральному патрубку циклона и затягивается в картриджный или мешочный фильтр. Обычно, таким образом из циклона с попаданием в конечный фильтр безвозвратно уносится от 3 до 10 % порошка. Основным преимуществом этого типа систем рекуперации является возможность распылять неограниченное количество цветов порошковых красок без необходимости применения дополнительного оборудования. В картриджный фильтр преимущественно затягиваются очень мелкие частицы размером менее 20 мкм.
Обычно доля используемого материала в циклонной системе колеблется от 70 до 90 %, по сравнению с картриджной модульной системой, который может рекуперировать до 90-97 % порошковой краски.
При повторной подаче порошка в питательную емкость важно рекуперированный и исходный свежий порошок смешать в правильной пропорции: обычно это 50:50. Если к исходному порошку добавить слишком много рекуперированного, то в такой смеси будет слишком много низкодисперсных частиц, которые негативно влияют на весь технологический процесс.
Неосевший порошок вновь идет на рекуперацию в циклон, где повторно из него устраняются низкодисперсные частицы. Здесь нужно отметить, что при многократном прохождении в системе рекуперации частицы порошка крупного размера за счет трения могут измалываться до более мелких, которые будут также отделяться циклоном и уходить из системы. Таким образом, потери порошка в циклонной системе могут варьироваться от 10 до 30 %.
Это количество в первую очередь определяется грамотностью проведения технологического процесса нанесения порошковой краски. Многие потребители, считая что у них установлена очень хорошая система рекуперации, не задумываются от т. н. эффективности нанесения порошка при первом цикле его распыления, т. е. о том какая часть распыленного свежего, еще не подвергшегося рекуперации, порошка у них оседает на изделиях. А ведь именно исходный порошок обладает такой заложенной в него изначально положительной технологической характеристикой, как фракционный состав по размеру частиц, который при каждой повторной рекуперации будут постепенно нарушаться. Это приведет к нарушениям в технологическом процессе, а именно ухудшению качества зарядки частиц порошка, его оседанию на изделии и т. д.
Говоря простыми словами, необходимо стремиться к тому, чтобы как можно меньше порошка уходило на рекуперацию.
При использовании картриджной системы рекуперации доля рекуперируемого порошка составляет 97-98 %. Однако картриджные системы, в силу сложности их очистки, предназначены в основном для нанесения порошка только одного цвета. Кроме того, они не позволяют устранять из порошка низкодисперсные частицы, приводя к их постепенному накапливанию в системе.
Картриджный фильтр позволят удержать частицы порошковой краски и отделить ее от воздушного потока. С помощью обратного импульса, создаваемого воздухом, порошок периодически стряхивается с фильтров и отбрасывается в специальный приемник, откуда идет либо сразу в питательную емкость, либо сначала пропускается через циклон.
Используют также распыление порошка без рекуперации. В этом случае весь неосевший порошок безвозвратно теряется. Такой способ оправдывает себя, если это оказывается экономически более выгодным, а также в случаях частой смены цвета.
Наше производственное предприятие «ЕвроГруппХолдинг» осуществляет поставки оборудования для порошковой покраски во все регионы Российской федерации и стран СНГ.
Отправляем оборудование для порошковой покраски в следующие города: г. Краснодар, г. Ставрополь, г. Воронеж, г. Москва,
г. Симферополь, г. Пенза, г. Майкоп, г. Волгоград, г. Пятигорск, г. Черкесск,
г. Грозный, г. Махачкала, г. Элиста, г. Астрахань, г. Белгород, г. Саратов, г. Тамбов, г. Пенза, г. Самара, г. Рязань,
г. Курск, г. Орел, г. Тула, г. Липецк, г. Тверь, г. Владимир, г. Ярославль, г. Брянск, г. Смоленск, г. Кострома, г. Вологда,
г. Нижний Новгород, г. Великий Новгород, г. Санкт-Петербург, г. Псков. г. Пермь, г. Екатеринбург, г. Челябинск,
г. Уфа, г. Ульяновск, г. Оренбург, г. Сыктывкар,
г. Казань, г. Чебоксары, г. Йошкор-Ола. г. Киров, г. Архангельск.
Оборудование поставляется под ключ с выездом специалистов для монтажа и пуско-наладочных работ.
Осуществляем обучение Вашего персонала.
Производим модернизацию и автоматизацию оборудования для порошковой покраски на Вашем производственном предприятии.
Контактный телефон технической службы «ЕвроГруппХолдинг» (863)256-40-77,8960-456-61-56
Первоначально основным элементом системы рекуперации являлся циклон. Циклон используется как сепаратор, разделяющий частицы порошковой краски в зависимости от их размера. Более крупные частицы собираются в циклоне, они пригодны для повторного использования, мелкие проходят через циклон и оседают в кассетном коллекторе, а затем уничтожаются. При помощи воздушного потока, созданного вентиляционной установкой рекуперационной системы, неизрасходованный порошок поступает в вытяжной канал. Воздушный поток формируется нагнетателем, который создает в камере вакуум с помощью системы каналов. Система каналов соединяет камеру и циклон, используемый для первичного разделения и улавливания порошковой краски. Стандартная скорость вхождения смеси порошка и воздуха в циклон составляет 60 футов в секунду (fps), а цилиндрическая форма циклона провоцирует ее центробежное вращение; таким образом, частицы порошковой краски оседают и попадают в контейнер, находящийся на дне циклона. Содержимое этого контейнера может быть автоматически транспортировано в питающий бункер или же контейнер можно освобождать механически по мере необходимости. Собранный полимерный порошок рекомендуется пропускать через просеиватель для удаления загрязнений.
Относительно чистый воздух, выходящий из верхней части циклона, поступает в кассетный коллектор или рукавный фильтр для вторичной очистки. В зависимости от порошковой краски и конструкции циклона, от 3 до 10% собранного порошка выдувается из циклона в коллектор. Установленные в коллекторе фильтры улавливают остатки порошковой краски. Время от времени фильтры освобождаются от собранного порошка, который поступает в контейнер для отходов, находящийся на дне коллектора. Очищенный воздух из коллектора проходит через фильтр тонкой очистки, а затем поступает обратно в помещение.
Основным преимуществом системы рекуперации данного типа является ее способность распылять неограниченное количество цветов краски без привлечения дополнительного оборудования. Общий коэффициент использования материала несколько ниже, чем в кассетно-модульных системах, т. к. часть собранного порошка выбрасывается. Как уже упоминалось ранее, данный вид разделения основан на величине частиц. При помощи центрифугирования в циклоне крупные частицы попадают в контейнер для сбора отработанного порошка, а мелкие частицы (< 20 микрон) выдуваются в коллектор.
Несмотря на такой плюс циклонных систем как возможность использования множества цветов, не прибегая к увеличению количества необходимого оборудования, многие крупные производители не развивают их из-за правил техники безопасности, предъявляемых к вложенным сосудам. Согласно требованиям NFPA необходимо устанавливать защитные регуляторы тяги и клапан взрывобезопасности. Кроме того, в системе каналов, используемых для соединения элементов циклонной системы, после смены цвета краски могут сохраниться остатки запекшихся частиц порошка, что несколько увеличивает риск перекрестного загрязнения.
По сравнению с кассетно-модульными системами, общее использование материалов в традиционных крупногабаритных циклонных системах несколько ниже. Количество отделенного от общего объема распыленной краски порошка составляет обычно от 6 до 10%. Когда собранный порошок используется вторично, снова теряется некоторое количество порошка, снижая общее использование материалов еще на определенный процент. При подсчете общего использования материалов необходимо учитывать эти совокупные потери. Если в первый раз эффективность переноса (FPTE) очень высока, то общее использование материалов должно быть неплохим. И наоборот, если эффективность переноса невелика, общее использование материалов будет значительно ниже.
Стандартное значение общего использования материалов в циклонных системах составляет от 80 до 95%, в отличие от кассетно-модульных систем, в которых значение общего использования материалов колеблется от 85 до 97%.
Не так давно были разработаны циклонные системы, использующие ту же технологию инерционного разделения, что и традиционные циклоны, но в другой конфигурации, которая позволяет нейтрализовать ряд проблем, ассоциируемых с исходными системами. Эти системы безопаснее и эффективнее, и в то же время также позволяют менять цвет краски без привлечения дополнительного оборудования.
Одна такая система использует ряд горизонтальных циклонов. Распыленный порошок затягивается в сепараторы и центробежной силой удаляется из потока воздуха, созданного вентилятором. Насос, находящийся в конце каждого циклона, возвращает порошок в питающий бункер. Воздух с вентилятора пропускается через картриджи для того, чтобы удостовериться, что все частицы были удалены; затем через фильтр тонкой очистки поступает обратно в помещение. Нижняя часть небольших циклонов легко снимается; т. о. циклон можно очистить от остатков краски и тем самым избежать перекрестного загрязнения.